Психосоматика детских болезней: устранение неочевидных причин и лечение заболеваний.
Часто болеющий ребенок сегодня не редкость. Традиционно слабое физическое здоровье ребенка связывалось с плохой экологией, недостаточно развитой иммунной системой. В этом вопросе есть серьезное упущение, ведь, говоря о здоровье, нельзя учитывать только физическую сторону (здоровое тело), необходимо принимать во внимание и более тонкие материи (ментальные, эмоциональные, психологические).
Немного научной терминологии
Основоположник современной концепции стресса, канадский врач и ученый Ганс Селье одним из первых указал на связь между эмоциональным напряжением и болезнью. Он пришел к выводу, что страх, гнев и другие сильные чувства вызывают увеличение надпочечников за счет избыточного воздействия на них гормонов гипофиза.
Иными словами, сильный стресс и переживания приводят к тому, что мозг посылает сигналы в гипоталамус, гипофиз и надпочечники, чтобы эти железы начали выработку определенных гормонов. Надпочечники вырабатывают адреналин, который распространяется по всему телу. Если стресс недолгий, то выброс адреналина, как правило, приносит пользу. Но для нормальной жизнедеятельности телу необходимо определенное количество каждого гормона, которые должны находиться в равновесии. Нехватка или избыток определенного гормона приводит к негативным физическим последствиям и нарушению в работе внутренних органов.
Выброс адреналина в кровь сопровождается выделением еще одного гормона — кортизола. С течением времени избыточное содержание кортизола приводит к повышению уровня сахара и инсулина в крови, снижению иммунитета, усиленным накоплением жиров, истощением костной ткани и проч.
Доктор Н. Волкова полагает, что психологические расстройства становятся причиной 85 % заболеваний тела, в 15% случаев не удалось доказать прямую взаимосвязь, однако она, вероятнее всего, существует. «Дирижером» заболевания специалист считает именно психологические аспекты, тогда как внешние факторы (переохлаждение, инфекции) действуют лишь вторично. Т. е. в спокойном состоянии ваш иммунитет способен справиться с заболеванием, под воздействием стресса – нет.
С Н. Волковой соглашается с доктором А. Манегетти. В своей работе «Психосоматика» автор утверждает, что для победы над хронической (или часто возникающей) болезнью необходимо психологическое изменение.
У болезней детей также есть эта психологическая, подсознательная составляющая. Как же понять истинную причину болезни ребенка и помочь малышу?
Подавляющее большинство детских заболеваний связано с глазами, носом, ушами, кожей, горлом. Заболевания детей говорят о том, что они не могут в полной мере выразить своих чувств (из-за неумения это делать или родительского запрета). Болезни становятся следствием недостатка любви, внимания и заботы.
С момента рождения ребенок попадает в социальную среду со своим набором убеждений, верований. Однако малыш с рождения имеет свои верования. Ребенку придется приспособиться под окружающих его людей. Малыш должен понимать, что он имеет право выражать свои эмоции и чувства, даже если это не нравится взрослым, но он также должен понять, что у окружающих его людей есть свои дела, заботы, и они не могут посвящать ему все свое свободное время.
Практикующий психотерапевт, гомеопат, психолог В. В. Синельников в своей книге «Возлюби болезнь свою» обращает внимание на особенности детских болезней. Зачастую за недугом физическим скрываются глубокие эмоциональные переживания. Для победы над болезнью родителям и ребенку необходимо будет пройти серьезное психологическое изменение.
Дети на тонком энергетическом уровне связаны со своими родителями и детские болезни – это отражение взаимоотношений в семье. Ребенок чувствует напряжение в отношениях между близкими родственниками, даже если при нем никто не показывает неприязни друг к другу.
Каким же образом дети чувствуют состояние родителей. Еще немного теории.
Петрановская: “Очень грубо говоря, мозг можно разделить на “внешний” (кортикальный) – это наш разум (“обычный мозг”) и “внутренний” – лимбическая система, которая отвечает за наши самые базовые, витальные потребности: пища, безопасность, голод, холод, любовь, блаженство, тепло, страх, эмоции. Он же регулирует иммунитет, артериальное давление, выбросы гормонов и вообще отвечает за связь психики с телом, а также ПРИВЯЗАННОСТЬ. Глубокая эмоциональная связь, существующая между ребенком и «его» взрослым, называется привязанностью.
В ситуации стресса внутренний мозг включает сигнал тревоги. Чем выше стресс, тем громче сигнал. Внешний мозг в этом случае просто «сносит», он теряет работоспособность, мы плохо соображаем. Характер стресса, кстати, может быть любой: и сильный испуг, и горе, и яркая влюбленность, и неожиданный выигрыш в лотерею разумности нам не прибавляют. Как говорят психологи, «аффект тормозит интеллект»”.
Профессор Алан Шор исследовал большое количество научной литературы и совершил значимый вклад в развитие неврологии. Он подчеркивает, что рост клеток мозга – “следствие взаимодействия младенца с главным опекуном (чаще всего матерью)”. Отношение к ребенку в первые два года жизни предопределяет возможность полноценного функционирования его мозга в будущем. Воспитание оказывает непосредственное влияние на функционирование генов ребенка.
Поэтому для правильного развития нервной системы и мозга младенца так важно спокойное состояние матери и окружающей обстановки.
С этой позиции нельзя не согласиться с утверждением, что дети отвечают за грехи своих родителей. Однако не стоит слепо корить себя в неправильном поведении, которое вызвало болезнь ребенка, тем более испытывать чувство ВИНЫ! Любой недуг малыша стоит расценивать как сигнал к его, либо вашему внутреннему изменению.
Если ребенок заболел, родители могут обратить внимание на взаимоотношения в семье, изменить их в лучшую сторону, совместными усилиями прийти к гармонии. Большинство современных родителей игнорируют подобные детские сигналы. Пытаются лечить малыша всевозможными лекарственными препаратами, забывая о комфортной психологической обстановке.
Ребенок гармонично сочетает в себе мужское (от отца) и женское (от матери) начало. В сознании маленького человека уже содержатся эмоции, чувства обоих родителей. Если эти мысли негативны, то они пагубно влияют на здоровье и развитие ребенка. Поэтому от отношений родителей в семье так же зависит физическое и психическое здоровье их ребенка (но не на 100%).
Часто физическими и психическими расстройствами ребенок «кричит» родителям о том, что ему некомфортно.
Так, в семье, где родители постоянно ругаются, у детей нередко возникают воспалительные заболевания ушей, бронхов, легких. Этими сигналами ребенок дает понять родителям, что ему важны спокойствие, гармония. Способны ли родители услышать маленького ребенка и понять его?
«Настраивать» ребенка на болезнь может и сама мать. У тех малышей, матери которых всерьез задумывались об аборте на самых ранних сроках, «включается» программа уничтожения, которая может проявляться в тяжелых формах привычных заболеваний.
На состояние ребенка также оказывает влияние беременность женщины, события которые с ней происходили в этот период, чувства и переживания.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что поведение и мысли родителей могут отражаться, «программировать» ребенка на определенные состояния. Излечиться от заболевания частично или полностью возможно осознав его истинные причины и трансформировав запускающие механизмы, разумеется если человек (ребенок) к этому готов.
Не стоит рассматривать болезни ребенка только как негативный опыт, зачастую это стимул к внутренним трансформациям ребенка, возможно и родителей, выход на новый уровень осознанности.
Эту точку зрения поддерживает и доктор О. Торсунов. Автор уникальных методик оздоровления, он уверен, что в семьях, в которых отсутствует гармония и взаимопонимание, дети часто болеют (жар, беспричинные крики, беспокойства, истерики).
Доктор Л. Вильма в книге «Психологические причины болезней» приводит обширный список детских заболеваний и психологических проблем, которые к ним приводят. Так:
- ангину у малышек до года провоцируют плохие взаимоотношения в семье;
- аллергию – гнев родителей, страх ребенка, что его не любят;
- причину астмы стоит искать в дефиците любви, постоянном подавлении чувств;
- частые головные боли возникают у детей, родители которых не могут разрешить возникшие разногласия;
- у детей, родители которых привыкли ссориться, громко выяснять отношения, нередко болит горло;
- переживание ребенка за папу провоцирует недержание мочи;
- насилие над психикой ребенка выливается в задержку умственного развития;
- ребенок, которого постоянно стыдят, часто страдает заболеваниями ушей;
- сутулость является проявлением чрезмерной власти матери;
- шизофрения может стать следствием навязчивых родительских идей.
Врачи отмечают, что психологические факторы играют значительную роль в возникновении и развитии детских заболеваний. Стресс, тревога и эмоциональные переживания могут проявляться не только в виде психологических расстройств, но и через соматические симптомы. Например, у детей, переживающих семейные конфликты или учебные нагрузки, часто наблюдаются головные боли, боли в животе и другие физические недомогания. Специалисты подчеркивают важность комплексного подхода к лечению, который включает не только медикаментозную терапию, но и психологическую поддержку. Психотерапия и работа с психологом могут помочь детям справиться с эмоциональными трудностями, что, в свою очередь, способствует улучшению их физического состояния. Врачи призывают родителей быть внимательными к эмоциональному состоянию своих детей и обращаться за помощью при первых признаках стресса или тревоги.
Психологические причины детских заболеваний вызывают множество обсуждений среди специалистов и родителей. Многие исследователи подчеркивают, что эмоциональное состояние ребенка может существенно влиять на его физическое здоровье. Стресс, тревога и неуверенность могут проявляться в виде соматических симптомов, таких как головные боли или проблемы с пищеварением. Важно отметить, что дети, переживающие психологические травмы или испытывающие давление в учебе и общении, чаще страдают от различных заболеваний. Родители и педагоги должны быть внимательны к эмоциональному состоянию детей, создавая поддерживающую атмосферу, способствующую их психическому и физическому благополучию. Понимание взаимосвязи между психикой и телом может помочь в более эффективной профилактике и лечении детских заболеваний.

Люби себя
Подробный анализ причин распространенных детских заболеваний приводит в своей книге «Твое тело говорит «Люби себя!» Лиз Бурбо. Детские болезни не появляются сами по себе. Зачастую они становятся следствием более глубоких внутренних переживаний.
- Аденоиды. Опухание тканей носоглотки говорит о чувствительности ребенка. Такие дети, как правило, чувствуют проблемы семьи на самой начальной стадии. Часто они скрывают тревоги, не говорят о них родителям. На ментальном уровне ребенок чувствует себя нелюбимым, полагая, что все проблемы семьи из-за него. Луйза Хэй, автор книги «Исцели себя» советует поговорить с ребенком, объяснить ему, что он любимый, желанный.
- Врожденные заболевания. Причиной врожденных заболеваний Лиз Бурбо называет нерешенные конфликты прошлой жизни. Ребенок, рождаясь на свет, приносит их с собой как напоминание. Родителям детей с врожденным заболеваниями не стоит винить себя, так как это был выбор ребенка. Детям с врожденными заболеваниями придется приспособиться к жизни, понять ограничения.
- Наследственные болезни. Они говорят о том, что ребенку и взрослому, от которого «унаследовано» заболевание предстоит получить одинаковые уроки в жизни. Неприятие этого простого закона приводит к конфликту: ребенок винит родителя, родитель – ребенка. Наследственное заболевание нужно принять как возможность для духовного роста, а не для конфликта.
- Заикание. Ребенок с заиканием боится высказывать свои потребности и желания, пугается властных людей. Ребенка важно научить не бояться высказывать свое мнение, нести ответственность за поступки.
- Коклюш. Чаще всего от него страдают дети до 5 лет. Сильный кашель стоит рассматривать как еще один способ привлечения внимания. Чаще всего его используют малыши, которые чувствуют себя любимчиками в семье.
- Рахит. Заболевание, характеризующееся отставанием в физическом развитии, недостатком витамина Д в организме. На ментальном уровне рахит говорит о недостатке внимания. Механизм прост: ребенку нужно быть в центре внимания, они принимает решение дольше оставаться маленьким и буквально «затормаживает» физическое развитие.
- С ребенком нужно разговаривать, объяснять, что его любят и заботятся, но необходимо взрослеть и учится принимать самостоятельные решения.
- Сомнамбулизм (хождения во сне). Встречается у детей с очень богатым воображением. Фантазия таких детей настолько богата, что порой они теряют грань между реальностью и сном (чаще всего при очень ярких, насыщенных событиями снах), что и сопровождается ночными хождениями. После утреннего пробуждения ребенок забывает о происходившем ночью
- Энурез (ночное недержание мочи). Заболевание возникает у детей старше 3 лет, которые по физиологическим нормам уже должны контролировать свое тело. Ночное недержание объясняется чрезмерным напряжением и контролем в течение дня. Такие дети как правило боятся своего отца. Такого ребенка нужно чаще поддерживать, хвалить, со временем страх (как и заболевание) исчезнет.
Возможно, данная статья полностью перевернет ваше представление о детских болезнях и способах их лечения, однако не забывайте про принцип разумности. Многие ошибочно начинают полагать, что психосоматика отменяет медицинское лечение. Это не так, болезнь ребенка – это сигнал о том, что с ним происходит и это уже последствие проблемы. Любое заболевание – это совокупность множества факторов, в том числе и психологических, и не всегда мы можем проанализировать каких именно и в каких пропорциях. Иногда в наших силах изменить ситуацию или повлиять на нее, а иногда нет. Иногда болезнь нужно просто прожить или пережить. Что касается ребенка, он способен гармонично развиваться и расти в спокойной обстановке любви и заботы (не “идеально-вакумной”, а просто спокойной в большинстве своем), в противном случае малыш будет справляться со стрессом всеми известными для него способами.
Вопрос-ответ

Каковы психологические причины заболеваний?
Основными психологическими причинами недугов являются гнев, зависть, тревога и чувство вины. Многие ученые верят, что 80% всех болезней – на самом деле психосоматические. Наше самочувствие зависит от наших мыслей, настроения, умения находить и видеть позитив, красоту и наслаждаться всем этим.
Почему ребенок болеет психосоматика?
Причины появления психосоматических симптомов. Частые конфликты между родителями, выяснение отношений на глазах у ребенка, хроническое напряжение в семье травмируют и малыша, и подростка. При отсутствии внимания к эмоциональной жизни ребенка эти обстоятельства могут спровоцировать возникновение болезней.

Что такое ячмень Луиза Хей?
Что говорит о ячмене Луиза Хей? Ячмень появляется, когда человек не желает что-либо видеть или замечать. И если избавиться от этого, проблема может улучшиться. А тем, кто в это не верит, методика не поможет. Специалисты-психологи центра “Хронос” являются ведущими практикующими психологами с опытом работы более 10 лет.
Почему дети болеют психологией?
Как правило, самой частой причиной являются пережитые стрессы и/или стрессовые ситуации. Среди распространенных причин психосоматики у детей: – наследственная предрасположенность. Если у родителей или близких родственников ранее были психосоматические проявления, у ребенка они также могут появиться.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка. Часто физические заболевания могут быть связаны с психологическим дискомфортом. Регулярно общайтесь с ребенком, спрашивайте о его чувствах и переживаниях, чтобы выявить возможные проблемы на ранней стадии.
СОВЕТ №2
Создайте поддерживающую атмосферу в семье. Дети чувствуют себя более уверенно и защищенно в окружении, где их любят и принимают. Постарайтесь проводить больше времени вместе, занимаясь совместными активностями, которые укрепляют эмоциональную связь.
СОВЕТ №3
Не игнорируйте сигналы тела. Если ваш ребенок часто жалуется на боли или дискомфорт, не спешите списывать это на “просто капризы”. Обратитесь к врачу и обсудите возможные психологические причины, которые могут быть связаны с его состоянием.
СОВЕТ №4
Обучайте ребенка навыкам управления стрессом. Научите его простым техникам релаксации, таким как глубокое дыхание или медитация. Это поможет ему справляться с тревожностью и стрессом, что может снизить риск развития заболеваний.