Адаптация ребенка в детском саду

Человек – самое адаптивное существо на нашей планете. Система адаптации, встроенная в каждого, начинает свою работу с момента появления ребенка на свет. То есть задолго до того, как ребенка отдают в сад. А значит садик для мозга малыша – всего лишь очередная ситуация, к которой требуется адаптироваться.

Но основным вопросом для родителей, как правило, является не само привыкание, тут сомнения небольшие- все привыкают и мой ребенок привыкнет. Но сколько времени это займет? И насколько сильно ребенок будет страдать? Узнаем у практикующего психолога, Елены Садовниченко.

Что происходит с ребенком в период адаптации?

Малыш постепенно проходит 3 фазы.

Адаптация ребенка в детском саду является важным этапом в его жизни, и мнение врачей по этому вопросу имеет большое значение. Специалисты отмечают, что успешная адаптация зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка, его темперамента и уровня развития. Врачи рекомендуют родителям заранее подготовить малыша к новому окружению, объясняя, что его ждет в детском саду. Это поможет снизить уровень тревожности.

Также важно учитывать, что первые дни могут быть сложными, и у ребенка могут возникать эмоциональные реакции, такие как плач или нежелание расставаться с родителями. Врачи подчеркивают, что поддержка и понимание со стороны взрослых играют ключевую роль в этом процессе. Регулярное общение с воспитателями и наблюдение за поведением ребенка помогут родителям лучше понять его потребности и адаптацию. В конечном итоге, положительный опыт в детском саду способствует формированию социальных навыков и уверенности в себе.

Первый день в саду (без слёз и истерик). Как сделать так, чтобы он не стал последним?Первый день в саду (без слёз и истерик). Как сделать так, чтобы он не стал последним?

1. Дезадаптация

Главный вопрос – почему ребенок кричит и плачет перед садиком и в нем?

В первый день дети мало понимают, что будет происходить. Но как только ребенок столкнется с разделением с мамой, его мозг испытает тревогу об опасности сравнимую со смертельной. Кричать- для ребенка это единственный способ попытаться изменить ситуацию прямо сейчас. И он упирается, громко кричит в раздевалке перед дверью в группу. Так его мозг ищет обходные пути, чтобы не страдать от расставания с мамой. Любыми путями избегать испытывать тоску и горе разделения с любимой привязанностью. Крики в этот период- обычное явление для детей в ситуации стресса.

В этом периоде ребенок может сидеть на одном месте в группе, не играть, не участвовать в активностях, весь день беззвучно хныкать или громко плакать лишь при упоминании слова «мама». Есть дети, которые отказываются есть. Не могут сходить в туалет, терпят до дома. Дети ходят за воспитателем и спрашивают: «А моя мама придет?», стоят у двери, ревностно охраняют свои игрушки.

Ребенок начинает часто болеть по формуле: 1 неделю ходит в сад, 2 недели- дома. Когда случаются продолжительные болезни, ребенку приходится заново привыкать к обстановке, людям и системе. Вновь мозг проходит ту же самую адаптацию, что и до болезни.

Что больше всего беспокоит ребенка в этот период?

Необходимость расставаться с родителями утром. Это самое сложное. И каждая мама знает, насколько тяжело выносить душераздирающий крик. Как ни уговаривай, как ни игнорируй, а все равно- в мозге ребенка проходит процесс адаптации каждый новый день. Именно поэтому мамы удивляются, что уже давно пора ребенку привыкнуть к тому, что его ведут в сад. А он все никак не может.

Дело в том, что адаптацию никак нельзя назначить на определенное время. Никогда нельзя ожидать, что если родители все сделали правильно, то и результат будет правильным. С адаптацией это не работает. Она неподвластна логике, уговорам, положительным примерам, рациональным объяснениям.

Можно верить в подготовку к детскому саду, но она не оказывает 100% влияния. Мозг ребенка сам решит, когда подарить ему привыкание к обстоятельствам. Это всегда случается вдруг. И все попытки уложить период адаптации в 2-3 недели или в 2-3 месяца кажутся далекими от понимания процесса адаптации.

С ребенком происходит каждый день одно и то же. И нужно набраться терпения и спокойно ждать. Адаптация случится, потому что просто нет причин ей не наступить.

Если понаблюдать за ребенком, то несмотря на утренние страдания, социальные процессы все равно идут. Ребенок в этот период выделяет воспитателя, которая ему больше по душе. Выбирает себе дружочка. Обслуживает себя, просит помощи, изучает обстановку. Взаимодействует в группе, делает то, что его просят, следует за остальными.

  • Не нужно слушать тех, кто говорит, что пора бы вашему ребенку уже привыкнуть.

  • Не нужно слушать тех, кто говорит, что вы что-то делаете неправильно.

  • Не нужно слушать тех, кто говорит, что у всех дети быстро привыкли, а ваш ребенок почему-то нет.

  • Нужно просто ждать второго периода адаптации. 

2. Собственно адаптация

Что можно увидеть в этот период?

Интересное явление, знакомое многим родителям. Утром приводят ребенка в сад, он сильно кричит, в группу идти не хочет. Вечером забирать – а он не торопится домой.

Это начался период собственно адаптации. До этого времени мозг ребенка перепробовал абсолютно все попытки, что были ему доступны, чтобы как-то изменить ситуацию с садом. А теперь сопротивление сменилось на принятие. «Пора бы уже смириться, что ничего невозможно изменить, придется принять все, как есть». И это произошло не потому, что родители объяснили это ребенку словами. Этот процесс происходит сам из абсолютной безвыходности на что-то повлиять.

Ребенок начинает привыкать к условиям, в которых он оказался. Он как бы начинает «видеть» где он, что от него требуется, как следует подчиняться, улавливает правила и ограничения. Становится более контактным со всеми, начинает по-настоящему чувствовать все, что с ним происходит. Поведение нормализуется. Ребенок постепенно углубляет связи с детьми и воспитателями. И он может теперь поделиться впечатлениями с вами и пожаловаться: мы слушали песенку, я ел кашу, я съел весь салат, меня укусила Маша.

Адаптация ребенка в детском саду — это важный этап в жизни как малыша, так и его родителей. Многие родители отмечают, что первые дни могут быть непростыми: дети часто испытывают тревогу и страх перед разлукой. Однако со временем, по мере привыкания к новой обстановке и общению с другими детьми, эти чувства постепенно исчезают.

Некоторые мамы и папы делятся, что важно заранее подготовить ребенка к этому процессу, рассказывая о том, что его ждет в садике, и знакомя с воспитателями. Также полезно проводить время в детском саду до начала посещений, чтобы малыш мог освоиться в новом пространстве.

С другой стороны, многие родители отмечают, что дети быстро находят друзей и начинают наслаждаться играми и занятиями. Положительный опыт адаптации может способствовать развитию самостоятельности и уверенности в себе. В конечном итоге, успешная адаптация в детском саду закладывает фундамент для дальнейшего обучения и социализации.

Главная ошибка при адаптации ребенка к детскому саду!!!!Главная ошибка при адаптации ребенка к детскому саду!!!!

3. Фаза компенсации

Ребенок ведет себя ровно, спокойно. В группе он примкнул (или возглавил) к одному из объединений детей. У него устойчивая дружба и отношения со всеми ребятами. Он выполняет поручения воспитателей, слушается их, поддается их влиянию. У него появляется «своя» жизнь в саду. Психологические процессы протекают в норме, темп развития ускоряется. В этой фазе ребенок, наконец, показывается свои способности, склонности, таланты.

Адаптация в детском саду в 2 года и в 3 года

Различие не большое. Оно состоит в том, сам ли ребенок отпускает маму или его от мамы отрывают и забирают в группу? В 2 года ребенок вряд ли сможет добровольно отпустить маму от себя и уйти спокойно. Рано ожидать этого. Все- таки период отделения от мамы начинается у детей к 3-м годам. А вот после 3-х лет больше половины детей на адаптации способны отпустить маму, если до этого было нежное, теплое прощание в раздевалке.

Тайны успешной адаптации в детском саду: Секреты психолога! 🗝️👶Тайны успешной адаптации в детском саду: Секреты психолога! 🗝️👶

Возможные проблемы и способы их преодоления

  1. После напряженного дня в садике, дома ребенок становится неуправляемым, агрессивным. Не принимайте выпады ребенка на свой счет. Ребенку небезопасно выплескивать напряжение непосредственно в садике, поэтому он несет это все вам домой. Сжальтесь над ним, он изо всех сил пытается уложить в голове и переварить то, что с ним происходит. Чем больше и быстрее эмоции выйдут, тем легче станет ребенку. Играйте больше с ним в бессмысленную возню, щекоталки, догонялки, в захват заложников, бой подушками. Пусть веселится!

  2. Частые болезни. Есть мнение, что если ребенка после очередной болезни, после выписки подержать еще дня 3-4 дома, а не отводить в сад, то следующий «здоровый» период продлится дольше. Но дети в саду все равно болеют. Это нужно выдержать.

  3. Агрессия других детей по отношению к вашему малышу. Укусы, синяки, оторванные детали одежды, поломанные игрушки- это то, что может происходить каждый день. Здесь каждый родитель решает проблему по своему привычному сценарию. От угроз воспитателю жалобой на недосмотр, разговора с родителями агрессора до понимания, что за всем не уследишь, и такое случается у детей.

  4. Долгое нытье. Когда прошло уже полгода- год, а ребенок все еще ноет и ни в какую не хочет идти в сад. Всегда нужно смотреть на то, что с ребенком, помимо нытья.

Задайте себе и воспитателю вопросы. Ребенок в саду веселый? Активный? Включенный в процессы? У него есть друзья? Он способен справляться с заданиями на развитие по возрасту? Если на все вопросы ответы положительные, то вам нужно набраться терпения. Как говориться: «Этот вой у нас песней зовется». А может с этой утренней песней ребенку легче выдерживать сад?

Вопросы, которые важно задать воспитателю перед тем, как вести ребенка в сад:

  1. Если ребенок будет отказываться есть в садике, что вы будете делать? Оставите его в покое или все же постараетесь накормить?

  2. Если ребенок будет все время сидеть на одном месте и не контактировать с детьми, что вы будете делать?

  3. Если ребенок будет все время плакать, что вы будете делать?

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Психосоматика детских заболеваний

Важно: мифы о детском плоскостопии и косолапии

10 подсказок-советов в поддержку родителей по адаптации в саду от психолога

  1. Примите решение, что вы отдаете ребенка в сад и принимаете все последствия. Мозг малыша начнет работу по адаптации, и вы не должны мешать этому процессу. Например, поводили неделю, сердце ваше не выдержало, вы ребенка забрали в надежде, что чуть позже будет лучше. Никто не знает, как будет потом, в начале пути мы всегда стоим в темноте. Раз решили- ведите.

  2. Заранее планируйте период адаптации. Чтобы ребенка принимали и находились с ним рядом длительное время одни и те же воспитатели. Спросите, планируют ли они уходить на время адаптации вашего малыша в отпуск, на учебу, в запланированный больничный?

  3. Активно сватайте вашего малыша воспитателям. Разговаривайте с воспитателями сами, шутите, дарите вместе подарочки. Контактируйте с воспитателями на глазах ребенка, пусть видит, что вы этих людей знаете. Удобнее это делать не в начале рабочего дня (ведь многие дети плачут и воспитателям не до разговора), а в конце.

  4. Говорите ребенку эти фразы перед садом: «Мама про тебя помнит», «Мама по тебе скучает», «Мама обязательно придет за тобой».

  5. Давайте ребенку с собой что-то домашнее, что-то свое. Иногда этот предмет помогает ребенку чувствовать связь с мамой.

  6. Не давайте ребенку с собой в группу много игрушек. Потому что много игрушек- это много желающих- это много беспокойства у ребенка их оберегать- это много слез.

  7. Делайте, по желанию, для ребенка перерыв в середине недели. Если есть с кем его оставить. Так ребенок чуть легче переносит сад.

  8. Ни о какой травме в саду речь не идет. Речь идет о временной «неспособности переносить разделение с привязанностью» (с).

  9. Само понятие адаптация – это и есть путь страдания. До тех пор, пока человек не смиряется с тем, что он не в силах изменить. Так и ребенок, он будет страдать в саду до тех пор, пока его мозг не смирится с тем, что сад- это новая часть жизни ребенка.

  10. Если вы видите, что после того, как ребенок пошел в сад, он стал заметно вялый, скучающий, пассивный, не видно никакой динамики в развитии… То вам нужно на время забрать ребенка из сада и «отогреть» его.


Автор статьи, Елена Садовниченко, практикующий психолог, мама двоих детей.


А как проходит или уже прошла адаптация у Ваших деток? Если остались вопросы – задавайте!

Вопрос-ответ

Сколько времени ребенок адаптируется к детскому саду?

Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше. Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период? Самое главное – ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад?

Что нельзя делать при адаптации к детскому саду?

· Нельзя пугать детским садом (“Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!”). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным. · Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди.

Как понять, что у ребенка стресс от садика?

Малыш может писаться по ночам. Родители могут заметить у него резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. При тяжелой адаптации возможен срыв, который может привести к психосоматическому заболеванию ребенка. Из-за нежелания идти в садик он начинает часто болеть.

В каком возрасте дети лучше привыкают к садику?

Промежуток от полутора до трех лет считается оптимальным, поскольку в более раннем возрасте ребенок недостаточно самостоятелен, а после 3-4 лет интеграция в новую среду может осложняться сформировавшимися привычками. Чем старше ребенок, тем ему труднее перестроиться на новый график, привыкнуть к отсутствию мамы.

Советы

СОВЕТ №1

Постепенно знакомьте ребенка с детским садом. Посетите учреждение заранее, чтобы ребенок мог увидеть новое окружение, познакомиться с воспитателями и другими детьми. Это поможет снизить уровень тревожности перед началом посещения сада.

СОВЕТ №2

Создайте позитивный настрой. Говорите о детском саде с энтузиазмом, рассказывайте о том, как там весело, какие интересные занятия ждут его. Это поможет ребенку настроиться на положительный опыт и уменьшит страх перед разлукой.

СОВЕТ №3

Установите режим и рутину. Помогите ребенку привыкнуть к новому распорядку дня, заранее объясняя, что его ждет в детском саду. Регулярные занятия и время для игр дома помогут ему легче адаптироваться к новому распорядку.

СОВЕТ №4

Поддерживайте связь с воспитателями. Общайтесь с педагогами, чтобы быть в курсе успехов и трудностей вашего ребенка. Это поможет вам лучше понять, как ему адаптироваться, и даст возможность вовремя оказать необходимую поддержку.

Ссылка на основную публикацию
Похожее