Как правильно наказывать ребенка

Как наказать ребенка за плохое поведение. 5 правил воспитания. Как правильно наказывать ребенка, не травмирую психику. Личный опыт, полезные советы, нетривиальные способы. 

Наказание – важный инструмент в воспитательном процессе и формировании личности ребёнка. Но правильно ли мы понимаем значение этого слова? В первую очередь, это наставление, о чем многие родители забывают, используя телесную форму наказаний, которые, по мнению Ушинского, показывают “несовершенство искусства воспитателя”, т. к. “основываются на одном страхе, чувстве боли”. В качестве же профилактики нарушений поведения он предлагал ” разумно устроенную деятельность”, где нет места скуке. Именно скука – источник многих детских пороков, по мнению известного педагога. Ю. Гиппенрейтер так же пишет, что проявления плохого поведения можно минимизировать или вовсе их избежать, если соблюдать 

5 правил воспитания

Напомним их:

  1. Будьте примером счастливого и успешного человека для своих детей.
  2. Давайте ребёнку свободу в развитии.
  3. Позвольте ребёнку учиться на своих ошибках.
  4. Не превращайте учебу в обязанность.
  5. Отпустите ситуацию.

Однако до сих пор некоторые родители лупцуют своих детей и находят тому “обоснованные” оправдания.

  1. “По-другому он не понимает!” Каждый вечер наши соседи (глава семьи) вступают в неравный бой с сыном-пятиклассником. Ребёнок отказывается учить уроки, спорит, огрызается, но,получая тех самых “волшебных пендюлей”, за полчаса все выполняет. Галина, мама мальчика, предпринимает всякий раз попытки “добром” заставить сесть сына за домашнее задание, но, сокрушаясь, признается, что, видимо, по-другому сын не понимает, раз на него действует только грубая физическая сила отца. Задумайтесь, а проблема-то решена? Нет! Конечно, сиюминутный результат получен, но ведь ситуация повторяется, шлепки становятся ожесточеннее, а поведение мальчика не меняется! Отец рассчитывает, что ударив сына, дает ему урок “Не делай так, это плохо!”, и сын этот урок усваивает, но совсем иначе “Раз меня снова бьют, я плохой! И стараться нечего!” и бессознательно ведёт себя по-прежнему из рук вон плохо. А уставшему папе далеко до “высоких материй”: это же труд – пытаться выяснить истинную причину поведения, разобраться в чувствах сына. Проще наподдавать хорошенько этому строптивцу, чтоб уж наверняка дошло- и вернуться к своим делам, своей жизни. Это не ребёнок по-другому не понимает, это взрослый бессилен пойти по другому пути.

  2. “А то вырастет маминым сынком!” Признаться, этот аргумент некоторое непродолжительное время я слышала от супруга, когда устав от бесконечных разъяснений, он брался за ремень, а я выражала протест против этого пусть нечастого, но все же насилия над сыном. Сын действительно бывает неуправляем, но к хорошим последствиям применение силы не привело. Он стал периодически поднимать на меня руку, обижать сестру. И логичным продолжением этой истории вполне могло стать решение всех своих проблем через физическую силу: в школе, затем на работе, в собственной семье. Мы вовремя остановились, отказавшись от этой пугающей перспективы- быть потом побитыми собственным повзрослевшим сыном. Для ребёнка причинение боли самыми близкими людьми – это психотравма. Разве чувствует он себя этот момент сильным? Нет. А вот униженным -да. Противостоять нельзя- получишь ещё сильнее и больнее, поэтому надо приспособиться и терпеть и научиться скрывать свои проступки. Из таких детей нередко вырастают взрослые, обременённые комплексом неудачника.

  3. “Меня били – и ничего…” “Вырос нормальным человеком”, – обычно продолжают фразу те, кто перенёс методы воспитания своих родителей в отношения со своими детьми. Спорить не будем, встречаются среди тех, кто в детстве прошёл через боль, страх и унижение, хорошие люди, только это “не благодаря”, а “несмотря” на подобные карательные меры. Большинство “битых” зарекаются не бить своих детей, но есть и те, кто по инерции продолжает утверждать то самое “меня били – и ничего”. Особенно плачевна судьба девочек, которым папа привил урок “бьет-значит любит”, потому что в замужестве они часто терпят тиранию со стороны мужа и не в силах противостоять ему даже словесно, когда тот поднимает руку на детей.

Физическое наказание детей воспитывает в них неуверенность в себе, лживость, трусость, недоверчивость, склонность к агрессии, озлобленность, жестокость и эмоциональную черствость. По отношению к беззащитному ребёнку подобные карательные меры являются насилием! Это ошибочное мнение, что наказание должно вызвать отрицательную эмоцию, и тогда ребёнок впредь не станет так себя вести.

Наказание — это прежде всего сигнал о нарушении установленного правила, социальных норм, оговорённого порядка.

Смысл его — сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность.

Конечно, наказание может расстроить ребёнка, но смысл не в том, чтобы заставить его испытать страх или обидеть, а в том, чтобы заставить задуматься над своим поведением, осознать, что именно он сделал не так и почему это плохо. Родитель в таком случаем- блюститель установленных правил и защитник моральной ценности, а не диктатор, а само наказание предполагает сознательность ребёнка в формировании его личности, а не направлено на получение мнимого результата.

Самый ценный вид наказания есть следствие проступка. В этом случае ребёнок наказывает сам себя, учителем становится жизнь.

В новогодние каникулы у нас было запланировано мероприятие с посещением спектакля, и в день Х старший сын устроил с младшим догонялки. Несколько раз малыш спотыкался и больно падал, и я просила прекратить игру. В конце концов, подгоняемый старшим, он с разбегу врезался в ребро стены, и на лбу появилась огромная шишка и стала расти. Первая (и естественная) реакция – крикнуть что-то вроде “Я же тебе говорила! Посмотри, что ты натворил?! Никакой тебе елки!” Но я видела, что сын и без того расстроен и напуган. Было решено папу отправить с маленьким в травмпункт, а мы поехали на представление. Старший был обескуражен, что ему “не досталось” и все время интересовался, как Федя. “Жаль, что Федя не может поехать с нами… Это я виноват, да, мам?” Этот случай стал сыну хорошим уроком.

Самым же распространённым типом наказания является условное следствие проступка. Формула их знакома всем: “Если ты не …, то я…” Если ты не сделаешь уроки, отец отключит интернет. Если ты сейчас не уберешь свою кровать, никакой прогулки. Такие наказания неизбежны, но надо понимать, что они малоэффективны, поскольку не берут в расчёт сознательность самого ребёнка.

10 способов перестать кричать на ребенка

Как маме реагировать на обидные слова ребенка

Как приучить ребенка к порядку и чистоте

Врачи подчеркивают, что подход к наказанию детей должен быть взвешенным и конструктивным. Наказание не должно быть физическим или уничижительным, так как это может привести к негативным последствиям для психического здоровья ребенка. Вместо этого специалисты рекомендуют использовать методы, основанные на объяснении последствий поведения. Важно, чтобы родители объясняли ребенку, почему его действия были неправильными, и предлагали альтернативные варианты поведения. Также стоит учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка, чтобы наказание не стало источником стресса. Эмоциональная поддержка и понимание со стороны родителей способствуют формированию у ребенка чувства ответственности и самоконтроля, что является более эффективным способом воспитания.

Мнения о том, как правильно наказывать ребенка, сильно различаются. Многие родители считают, что физическое наказание недопустимо, так как оно может привести к негативным последствиям для психики ребенка. Вместо этого они предпочитают использовать методы, основанные на объяснении и обсуждении. Психологи советуют применять временные ограничения, например, лишение привилегий, что помогает детям осознать последствия своих действий.

Некоторые родители придерживаются более строгих методов, полагая, что дисциплина важна для формирования характера. Однако важно помнить, что наказание должно быть справедливым и соразмерным проступку. Важным аспектом является и то, как родители объясняют ребенку причины наказания, чтобы он понимал, что его действия были неправильными. В конечном итоге, ключ к успешному воспитанию заключается в балансе между любовью и дисциплиной.

Как ПРАВИЛЬНО наказывать ребенка? Без ВРЕДА для психикиКак ПРАВИЛЬНО наказывать ребенка? Без ВРЕДА для психики

Какие же существуют “правильные” способы наказания?

  • Лишение приятного. Лишать нужно именно привелегии, а не основных потребностей! Видеоигр в выходные, похода в кино, сладостей.

  • «Исправительные работы». Для ” вдохновения” приведём пример одной многодетной мамы, которая решила вопрос наказаний весьма творчески. Вместо наказаний как таковых – “лягушки”. На оборотной стороне открытки с изображением этой живности написано “дело”, которое нужно выполнить: поточить карандаши/ убрать игрушки на полке/ пропылесосить и т. д. При каждой провинности мама раздает детям “лягушек”, кстати, они могут их выбирать или менять. При игнорировании “лягушек” – штраф: лишение компьютерных игр или сладостей.

  • Тайм-аут. Этот вид наказаний до сих пор популярен в детских садах, где за непослушание или проступок предлагают посидеть на стульчике и подумать над своим поведением. Мой сын- активный “заседатель”. Об эффективности методики судить не буду и полагаю, что есть дети,которые действительно могут осознать неправоту своего поступка, находясь в изоляции и тишине. Но не в темной комнате!

  • Личное извинение. К этому способу прибегает мой супруг, когда проведя беседу с сыном о проступке завершает необходимостью принести извинение человеку, которого сын обидел, или исправить ситуацию, виновником которой он стал.

  • Игнорирование. Часто баловство- способ привлечь внимания. Не поддавайтесь на провокацию и предупредите, что, если ребёнок продолжит вести себя таким образом, вы перестанете с ним разговаривать. Когда у моего сына случается истерика, он не идёт на телесный контакт, не готов слушать доводы и не может остановиться, я выхожу из комнаты. Через некоторое время сын успокаивается, и мы обсуждаем этот неприятный эпизод спокойно. Крайностью такого метода является игра в молчанку, которая травмирует ребёнка.

  • Естественное наказание. Речь не идёт о том, чтобы ребёнок с молчаливого согласия родителя причинил себе вред, но есть смысл воспользоваться уроками жизни, если вы уверены в том, что ребёнок серьезно не пострадает и сможет сделать правильные выводы. Дочь не слушала мои просьбы не ходить по лужам без сапожек, и в конечном итоге я абстрагировалась: хочешь- да пожалуйста! Через полчаса ей стало “неудобно” в мокрых ботинках, и мы отправились домой, так и не дойдя до гостей, а потом лечили насморк. Назидательная речь не пригодилась.

  • «Временный арест». За серьезный проступок меня, будучи подростком, лишили прогулок и общения с друзьями. Это было единожды, и это сработало. Но если подобный вид наказания становится регулярным, то теряется весь его смысл, как было в семье моего одноклассника: он просто стал сбегать из дома, невзирая на запреты.

  • Сказка вместо наказания. Когда персонажи испытывают те же трудности и попадают в ситуации, схожие теми, в которых находится ребёнок, значительно легче понять ошибочность своих поступков и найти пути решения вместе со сказочным героем. Нам с детьми нравятся книги Стэна и Джен Беренстейн о жизни брата и сестры медвежат. Сын всякий раз, когда совершает проступок, а я начинаю отчитывать его, забывая о всех своих педагогических обещаниях, говорит: “Мама,а давай лучше как будто я медвежонок Вова, и я был не прав, и дальше целая история!”

В конце нашей статьи резюмируем важные правила наказания:

  • наказание нельзя пропускать или надолго откладывать.Ребёнок нарушил правило или плохо себя вёл- следует наказание в той или иной форме.
  • наказание должно быть адекватно проступку, его задача- обратить внимание на нарушение, а не покарать.
  • наказание не должно унижать ребёнка .
  • наказание не должно сопровождаться криком, оскорблениями.
  • наказание должно быть объяснено ребёнку! Он должен понимать смысл недовольства родителя и знать, за что наказан.
  • физическое наказание недопустимо. О его вреде мы подробно писали выше.

Автор – Сидоренко Анна, мама троих детей.

Вопрос-ответ

Как правильно НАКАЗЫВАТЬ ребенка. Без ВРЕДА для психикиКак правильно НАКАЗЫВАТЬ ребенка. Без ВРЕДА для психики

Какие бывают наказания для детей?

В основном это принимает форму побоев руками или предметами. Но такое наказание может также включать пинки, встряхивание, швыряние детей, царапание, щипание, кусание, таскание за волосы, принуждение детей оставаться в неудобном положении, обжигание, ошпаривание или принуждение к заглатыванию различных веществ.

Как эффективно наказывать детей?

Дайте ребенку шанс поступить правильно, объяснив последствия его плохого поведения. Например, если вы хотите, чтобы ваш ребенок перестал рисовать на стенах, вы можете сказать ему прекратить, иначе вы прекратите его игру. Это дает ему предупреждение и возможность изменить свое поведение.

Как Правильно Наказать Ребенка и Не Сломать Его ПсихикуКак Правильно Наказать Ребенка и Не Сломать Его Психику

Как нельзя наказывать ребенка?

Наказывать ребенка нельзя физически, так как это может привести к травмам и нарушению доверия, а также негативно сказаться на его психическом здоровье. Также не следует использовать эмоциональные манипуляции, такие как игнорирование или унижение, поскольку это может вызвать у ребенка чувство неполноценности и страха. Вместо этого лучше применять конструктивные методы воспитания, такие как объяснение последствий поведения и поощрение положительных действий.

Можно ли наказывать детей за плохое поведение?

Наказание ребенка за плохое поведение. Детей нельзя наказывать. Любой вид наказания: физический, психологический, финансовый является насилием. И если у родителей возникает вопрос, как наказать ребенка за плохое поведение, стоит подумать, а правильно ли выставлены в семье ограничения.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте позитивное подкрепление. Вместо того чтобы сосредотачиваться на наказании, поощряйте хорошее поведение. Хвалите ребенка за достижения и положительные поступки, чтобы он понимал, что именно такое поведение ожидается от него.

СОВЕТ №2

Объясняйте причины наказания. Вместо того чтобы просто наказывать, объясните ребенку, почему его поведение было неправильным. Это поможет ему понять последствия своих действий и научиться принимать более осознанные решения в будущем.

СОВЕТ №3

Устанавливайте четкие границы и правила. Дети должны знать, что допустимо, а что нет. Установите ясные правила и последствия за их нарушение, чтобы ребенок понимал, что его действия имеют последствия.

СОВЕТ №4

Практикуйте последовательность. Будьте последовательны в своих действиях и реакциях на поведение ребенка. Если вы наказываете за определенное действие, то должны делать это каждый раз, когда оно повторяется. Это поможет ребенку понять, что правила действительно важны.

Ссылка на основную публикацию
Похожее