Монтессори методика раннего развития. Основные принципы методики. Тематическое разделение класса по зонам. Какие материалы необходимы для занятий. Монтессори для детей от 1 до 3 лет в домашних условиях.
Система воспитания Монтессори, основанная в начале 20 века итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори, является на сегодняшний день одной из популярнейших теорий развития ребенка. Монтессори педагогика, базирующаяся на принципах индивидуального подхода к ребенку, максимальной свободы и невмешательства в деятельность маленького человека, ставит своей целью полное раскрытие потенциала, заложенного в каждом индивидууме.
Основные принципы системы Монтессори
Основой системы Монтессори является правильно организованное пространство вокруг ребенка, позволяющее ему действовать самостоятельно, находить себе интересные занятия независимо от взрослого и постепенно развиваться. Все оборудование в Монтессори классе соответствует размерам ребенка и изготовлено из легких материалов, чтобы малыш мог передвигать мебель и выбирать удобное ему место для занятий. Передвижение мебели и умение обращаться с хрупкими предметами, которые также присутствуют в классе, развивает моторику и координацию движений.
Обучающая среда Монтессори состоит не только из правильно организованного пространства, но и из специально подобранных обучающих материалов, которые расположены на уровне зрения малыша и одним своим видом призывают ребенка к действию. Материалы отобраны по принципу максимальной привлекательности и, одновременно, пользы для развития логики, мелкой моторики и пространственного мышления. Ребенок выбирает себе материал для работы и, сам того не замечая, обучается в игровой форме, ставит себе цель и достигает её методом проб и ошибок. Материалы представлены в единственном экземпляре, с целью научить детей взаимодействовать друг с другом и приходить к компромиссу.
Важная особенность системы Монтессори – это разный возраст детей в группе, например, совместные группы детей от 3 до 6 лет. Эта особенность связана с тем, что дети гораздо быстрее обучаются на примере других, более старших детей, нежели взрослых. Другой важный принцип педагогики Монтессори – отсутствие поощрений и наказаний, основной наградой и побудителем к получению новых знаний является сам процесс познания и совершенные в процессе открытия.
Врачи отмечают, что методика монтессори для детей в возрасте 1-3 лет может значительно способствовать развитию самостоятельности и уверенности у малышей. Специалисты подчеркивают важность создания безопасной и стимулирующей среды, где ребенок может свободно исследовать и учиться. В домашних условиях это может быть достигнуто с помощью простых материалов и игрушек, которые способствуют развитию моторики и когнитивных навыков.
Педиатры также указывают на то, что ключевым аспектом является внимание к индивидуальным интересам и темпам развития ребенка. Важно, чтобы родители поддерживали инициативу малыша, предоставляя ему возможность выбирать занятия. Это не только развивает навыки, но и укрепляет эмоциональную связь между родителями и детьми. В целом, методика монтессори, адаптированная для домашней обстановки, может стать эффективным инструментом в раннем развитии ребенка.
Роль взрослого в системе Монтессори
С самого рождения происходит абсолютно естественный процесс отделения ребенка от родителя, в Монтессори педагогике очень важна роль взрослого (родителя или воспитателя) и его правильного поведения, позволяющего малышу постепенно полностью избавиться от родительской опеки и действовать самостоятельно. На пути детского познания взрослый становится не столько учителем, сколько помощником и наблюдателем. Роль воспитателя состоит в том, чтобы подготовить и сформировать правильную среду, основанную на индивидуальных особенностях и интересах ребенка, позволяющую ему развиваться и сосредотачиваться на интересующих его видах деятельности. В конечном итоге, малыш всегда сам решает, чем ему интересно заниматься именно сейчас, а Монтессори педагог может лишь помочь ему выбрать материал или показать, как с ним работать, если малыш в замешательстве и просит о помощи. Основная задача преподавателя – не мешать малышу и не прерывать его процесс познания.
Еще одна из функций взрослого в системе Монтессори – это поддержание порядка в мире, окружающем ребенка. Изначально именно взрослый расставляет учебные материалы по своим местам, постепенно малыш научится делать это сам, родители же следят за исполнением распорядка дня. Именно порядок позволяет ребенку разобраться во всем многообразии устройства мира и обрести, таким образом, порядок внутри себя. Взрослый же отвечает за нейтрализацию и направление в конструктивное русло действий тех детей, поведение которых мешает развитию и процессу познания остальных малышей.
Тематическое разделение Монтессори класса и материалы
Отказавшись от традиционной системы классов с партами и кафедрой для учителя, Монтессори предложила разделить учебное помещение на тематические зоны, наполненные дидактическими материалами, взаимодействовать с которыми дети могут самостоятельно в своем индивидуальном ритме. Такое разделение классов помогает им быстрее ориентироваться в пространстве, легче обобщать получаемую информацию и поддерживать порядок.
Принято выделять 5 тематических зон, на самом же деле их количество может быть неограниченно и зависит лишь от фантазии преподавателя.
Первая из них – это зона практической жизни, где ребенок совершенствует навыки самообслуживания и заботы об окружающем мире. Здесь малыши учатся пользоваться столовыми приборами, щипцами, ножницами, пересыпать крупы, переливать воду, чистить зубы, расчёсываться, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и другие замочки на одежде, ухаживать за растениями, поддерживать чистоту с помощью щетки и совочка. Дети постоянно упражняются со специально приготовленными материалами: кувшинчиками, ложками, губками, тем самым не только совершенствуя мелкую моторику и навыки самообслуживания, но и получая огромное удовольствие от взаимодействия с запрещенными дома, “взрослыми” предметами.
Зона развития сенсорики посвящена совершенствованию органов чувств, ведь именно с их помощью происходит процесс познания у детей. Здесь собраны монтессори материалы для развития зрения, слуха (шумовые цилиндры, колокольчики), осязания (материалы с различными поверхностями и текстурами), обоняния (баночки с запахами), понятия веса и геометрических фигур и другие. Малыши не только развивают конкретные органы чувств, но и одновременно осваивают понятия величины, формы, цвета, длины, различают шершавые и гладкие поверхности, громкие и тихие звуки, учатся сравнивать и обобщать. В этой же зоне представлены различные материалы для творчества: краски, кисти, пластилин, воск, цветная бумага и клей, мелки и т.д.
Зона космического воспитания предоставляет материалы для формирования у детей понимания времени, пространства и окружающего мира. Дети знакомятся с природой, животными и растениями, узнают про времена года, профессии, части тела, географические понятия, учатся обобщать и классифицировать, например, что такое овощи и фрукты, насекомые и птицы и т.д. Важна и зона языка, где малыши могут изучать алфавит и слоги, учиться читать и писать.
Выделяют также специальную зону для двигательной активности, оснащенную спортивным комплексом с лесенками, кольцами, качелями, турниками, где малыши могут лазить, прыгать, висеть, качаться, развивать равновесие.
Система Монтессори получила признание по всему миру благодаря своей простоте и универсальности, ведь для следования ей совсем не обязательно идти в специальную школу, тематические зоны можно организовать и дома, а материалы сделать своими руками. Главное, помнить, что ребенок – это первооткрыватель, способный на многое, если превратить его развитие в увлекательный процесс.
Методика Монтессори для детей 1-3 лет в домашних условиях вызывает множество положительных откликов от родителей и педагогов. Многие отмечают, что этот подход способствует развитию самостоятельности и уверенности у малышей. Родители делятся опытом, как организовали пространство для игры и обучения, используя простые материалы и игрушки, которые стимулируют сенсорное восприятие и моторику.
Сторонники методики подчеркивают важность свободы выбора для ребенка, что позволяет ему исследовать мир в своем темпе. Также отмечается, что занятия по Монтессори помогают формировать навыки самообслуживания и ответственности. Однако некоторые родители сталкиваются с трудностями в реализации методики, особенно в условиях ограниченного пространства. В целом, большинство отзывов подтверждают, что методика Монтессори может быть успешно адаптирована для домашнего обучения, принося радость и пользу как детям, так и их родителям.
Система Монтессори в домашних условиях
Данную систему не сложно реализовать в домашних условиях. Основная задача родителей – создать безопасное пространство для ребенка, разделить на тематические зоны. Хочу показать вам нашу игровую комнату. Зону практической жизни я не стала выносить в игровую, Максим знает где находятся тряпки, совок и щетка, при необходимости идет в ванную комнату и берет все необходимое. Точно так же и с кухней, иногда помогает мыть посуду, готовить и т. д. Я контролирую все эти процессы, и не запрещаю ему получать навыки бытовой жизни на реальных предметах. А это наша игровая и спальня.
На нижних полках шкафа книги по возрасту Максима, на верхних – на вырост и мои. Нижние полочки – это гараж, машины мы очень любим. Также есть полочка с логическими игрушками, музыкальными инструментами и полка с животными, продуктами и кассой (здесь масса ролевых игр “магазин”, “покорми зверей”, “кто что ест”, “чаепитие” и т. д.).
Спортивная зона с комплексом.
Творческая зона. На столике всегда лежат листочки, стоят фломастеры, карандаши и мелки, рядом кинетический песок и формочки. Максим часто подходит и самостоятельно садится рисовать или лепить.
Вопрос-ответ
Как начать применять методику Монтессори в домашних условиях?
Для начала вам нужно создать специальное пространство для ребенка, где он сможет свободно исследовать и учиться. Подготовьте материалы, соответствующие его возрасту, такие как деревянные игрушки, книги с яркими иллюстрациями и предметы для практических занятий. Важно также установить режим, который позволит ребенку самостоятельно выбирать занятия и развивать свою независимость.
Какие материалы лучше всего подходят для детей 1-3 лет?
Для детей этого возраста подойдут простые и безопасные материалы, такие как мягкие игрушки, строительные блоки, наборы для сортировки по цвету и форме, а также предметы для сенсорного развития, например, текстуры и звуки. Важно, чтобы все материалы были доступны и легко воспринимаемы, чтобы ребенок мог самостоятельно исследовать и учиться.
Как поддерживать интерес ребенка к обучению по методике Монтессори?
Чтобы поддерживать интерес, важно регулярно обновлять и разнообразить материалы, предлагая новые задачи и игры. Также стоит наблюдать за интересами ребенка и адаптировать занятия под его предпочтения. Создавайте атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя свободным в выборе занятий, и поощряйте его самостоятельность и инициативу.
Советы
СОВЕТ №1
Создайте специальное пространство для игр и обучения. Обустройте уголок, где ваш ребенок сможет свободно исследовать и заниматься различными видами деятельности. Используйте низкие полки для хранения игрушек и материалов, чтобы ребенок мог легко их достать и убрать после игры.
СОВЕТ №2
Предоставьте ребенку выбор. Дайте возможность вашему малышу выбирать, чем он хочет заниматься. Это может быть выбор между различными игрушками или материалами для творчества. Такой подход способствует развитию самостоятельности и уверенности в себе.
СОВЕТ №3
Используйте повседневные задачи для обучения. Включайте ребенка в домашние дела, такие как уборка, приготовление пищи или полив растений. Это не только развивает практические навыки, но и помогает понять важность ответственности и сотрудничества.
СОВЕТ №4
Обеспечьте разнообразие материалов. Используйте различные текстуры, цвета и формы в играх и обучении. Это может быть как природный материал (камни, листья), так и специальные развивающие игрушки. Разнообразие стимулирует любознательность и креативность ребенка.