Сюжетно-ролевая и самопроизвольная игра

Лично в моем детстве песок играл роль теста, муки, пирожков, котлеток, пирожных и много еще чего в магазине на улице, листья- деньги, картонка – прилавок и т. д. У родителей в те времена не было денег на кукольный домик и мебель, но у меня была табуретка и большой кусок фанеры и это был шикарный двухэтажный особняк, 90% объектов я могла дофантазировать. Сегодня мы берем с сыном коробку и воображаем летающий корабль, ракету, самолет можем его разрисовать, а можем и оставить совершенно безликим.  

Не ограниченная заранее установленными правилами игра в буквальном смысле удобряет мозг ребенка.

Многие родители настолько одержимы будущим своих маленьких детей, что превращают каждый шаг на этом пути в этап разработки конечного продукта, не принимая ничего спонтанного. Я обожаю наблюдать как дети берут новую игрушку или развивашку и играют ей так, как никто и никогда этого еще не делал.

Количество свободного времени, которое родители предоставляют своим детям снижается с каждым годом. Игрушки четко детализированы и их невообразимое количество на любую тему, что исключает любую неограниченность.

Я обожаю «самопроизвольные игры» и направляю своего ребенка в эту сторону. А сегодня я знаю, что эта самая «неограниченная» родительскими представлениями и ожиданиями деятельность важна для роста нейронов ребенка так же, как протеин. Картонка от карточек куда более полезна для 2-х летнего малыша чем сами карточки.

Исследования показывают, что дети, которым предоставляли возможность играть в «самопроизвольные игры» обладают следующими чертами:

  • Творческое мышление. Дети в контрольной группе придумывали в три раза больше нестандартных, творческих способов использования конкретных объектов.
  • Более развитые языковые навыки. Они обладали большим словарным запасом и разнообразием слов.
  • Способность лучше решать проблемы. Подвижный интеллект.
  • Менее подвержены стрессу. Уровень тревожности у детей в контрольной группе в два раза меньше остальных (в основном за счет способности лучше решать проблемы).
  • Отличная память. Игровые ситуации улучшают показатели памяти.
  • Более развиты навыки общения. 

Но! Не любой тип спонтанной игры принесет вам экстраординарные открытия. Это не игра в стиле «делай все, что хочешь». Дети любознательны и изобретательны, но при этом очень неопытны.

Полноценная сюжетно-ролевая игра

Психолог Лев Выгодский предсказал, что способность детей до 5 лет задействовать воображаемую активность будет самым лучшим показателем будущей академической успеваемости в сравнении с любым другим видом деятельности, включая значения счета и речи.

Причиной этого является способность ребенка регулировать свое социальное поведение.

Дети, разыгрывающие воображаемые сцены, контролируют свои побуждения гораздо лучше, чем в неигровых ситуациях.

Главные составляющие это: планируемая игра, прямые инструкции по использованию роли и тип среды, где выполняются эти инструкции.

Врачи отмечают, что сюжетно-ролевая и самопроизвольная игра играют важную роль в развитии детей. Эти виды игры способствуют формированию социальных навыков, эмоционального интеллекта и креативности. В процессе сюжетно-ролевой игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, принимая на себя разные роли, что помогает им лучше понимать окружающий мир и развивать эмпатию. Самопроизвольная игра, в свою очередь, позволяет детям проявлять свою индивидуальность и креативность, создавая собственные правила и сценарии. Врачи подчеркивают, что такие игры не только развлекают, но и являются важным инструментом для обучения и развития, способствуя гармоничному психоэмоциональному росту ребенка.

Сюжетно-ролевая игра "Школа". Гунина Алина, 5 лет. Номинация "Показ сюжетно-ролевой игры"Сюжетно-ролевая игра "Школа". Гунина Алина, 5 лет. Номинация "Показ сюжетно-ролевой игры"

План игры

Прежде чем начать необходимо составить план игры, в котором будет описано какая деятельность ожидается в этот день. «Я собираюсь построить дом и быть главным строителем», «Я врач и ко мне приходят больные зверушки на прием» и т. д.

Практика притворства

Дети вступают в игру. Перед этим получают прямые, но не ограничивающие их инструкции о механизмах притворства. Давай как будто у меня заплакал малыш, а у тебя? Что будем делать? (игра в дочки-матери). Мишка пришел к врачу, потому что у него болит лапка, как будем лечить? Затем позволяем детям дать волю своему воображению. После игры с детьми можно обсуждатьновые навыки, знания и проблемы, которые возникли во время игры.

Сюжетно-ролевая и самопроизвольная игра — это важные аспекты детского развития, которые вызывают множество обсуждений среди родителей и педагогов. Многие отмечают, что такие игры способствуют развитию креативности и воображения у детей. В процессе сюжетно-ролевой игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, что помогает им развивать социальные навыки и эмоциональный интеллект.

Некоторые родители подчеркивают, что самопроизвольная игра позволяет детям выражать свои чувства и переживания, что является важным элементом психоэмоционального развития. В то же время, педагоги отмечают, что такие игры могут быть отличным инструментом для обучения, позволяя детям осваивать новые знания в непринужденной обстановке.

Однако не все согласны с тем, что такие игры всегда полезны. Некоторые считают, что без должного руководства со стороны взрослых дети могут застрять в фантазиях и не научиться решать реальные проблемы. В целом, мнения о сюжетно-ролевой и самопроизвольной игре разнообразны, но большинство согласны, что они играют важную роль в формировании личности ребенка.

Сюжетно-ролевая игра по Бахотскому. Проект "Игра и культура"Сюжетно-ролевая игра по Бахотскому. Проект "Игра и культура"

Одна большая игровая комната

Идеальное место – это просторная комната, где в свободном доступе у ребенка есть элементы конструктора, коробки, место для рукоделия, блоки для строительства, одежда для переодевания и т.д. В идеале много времени и пространства для взаимодействия с другими детьми. Комбинации игр в этом случае будут бесконечными. Эта теория больше подходит для садика.

В какие сюжетно-ролевые игры можно играть дома с ребенком

  1. Игра лечебно-терапевтическая. За основу берется проблема, с которой ребенок недавно столкнулся. Например, ребенок испугался жука. Предлагаем представить, что тот самый жук попал в беду и ему срочно нужна помощь, а малыш со своими игрушками его спасает. Сложно бояться того, кого спас. 

  2. Игра обучающая. Например, можно ненавязчиво разыграть сценку как мишка идет самостоятельно на горшок, кушает сам, одевается, чистит зубки и т. д. 

  3. Игра адаптационно-подготовительная. Ребенку предстоит пережить в ближайшем будущем волнующее событие: перелет на самолете, садик, школа, врач. Подготовьте его психологически, рассказывая в мельчайших подробностях что с ним будет происходить, для чего это нужно. Обыграйте несколько сценок и обсудите их. 

  4. Игра жизненная. Обыгрываем обычные бытовые события из жизни ребенка с игрушками: покушали, погуляли, легли спать, поиграли. Ездили в деревню? Сделайте с ребенком тематическую коробку с животными и поиграйте в жизнь фермеров.

  5. Игра сказочная. Обыгрываем любимые сказки, мультики и стихи.

  6. Игра в профессии. Врач, продавец, учитель в школе, воспитатель в саду, механик, садовник, фотомодель и т. д.

  7. Географическая игра. Здесь маме нужно подготовиться,собрать информацию и материалы. На карте или глобусе можно выбирать место куда отправитесь с юным путешественником.

Примеры сюжетно-ролевых игр с объяснениями

С использованием материалов книги Джона Медина “Правила развития мозга вашего ребенка”.

Сюжетно-ролевая игра "Пожарные" в группе "Капелька"Сюжетно-ролевая игра "Пожарные" в группе "Капелька"

Вопрос-ответ

Чем отличается сюжетная игра от сюжетно-ролевой?

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны.

Что такое сюжетно-ролевая игра?

Сюжетно-ролевые игры — это игры, в которых ребенок, в ходе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. Таких игр невероятно много, потому что сюжеты для них ребенок черпает в окружающей его реальности.

В каком возрасте у ребенка появляется сюжетно-ролевая игра?

Переход к сюжетно-ролевой игре происходит в тот момент, когда ребёнок принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно-ролевой игры.

Какие сюжетно-ролевые игры бывают?

Сюжетно-ролевые игры (СРПГ) можно разделить на несколько категорий: классические настольные RPG, где игроки создают персонажей и совместно рассказывают истории, компьютерные RPG, которые могут быть как одиночными, так и многопользовательскими (MMORPG), а также живые ролевые игры (LARP), где участники физически вживаются в роли своих персонажей. Кроме того, существуют гибридные форматы, такие как карточные и настольные игры с элементами ролевого взаимодействия.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте сюжетно-ролевую игру для развития креативности у детей. Создавайте вместе с ними увлекательные сценарии, которые позволят им проявить фантазию и научиться решать проблемы в различных ситуациях.

СОВЕТ №2

Поощряйте самопроизвольную игру, предоставляя детям свободное пространство и материалы для творчества. Это может быть как простое времяпрепровождение, так и возможность создать свои собственные правила и миры, что способствует развитию самостоятельности и уверенности.

СОВЕТ №3

Включайте в сюжетно-ролевую игру элементы обучения. Например, можно использовать исторические события или научные факты в качестве фона для игры, что поможет детям лучше усваивать информацию в увлекательной форме.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на взаимодействие между детьми во время игры. Это отличный способ развивать социальные навыки, такие как сотрудничество, эмпатия и умение работать в команде, что будет полезно в их будущем.

Ссылка на основную публикацию
Похожее