Принципы наложения шины при переломе бедра изучаются еще в школе на уроках биологии, но какие суставы она должна фиксировать, мало кто помнит. Опыт показывает, что у неподготовленного человека в большинстве случаев возникает множество вопросов. Однако прежде всего необходимо установить, действительно ли произошел перелом бедра.
Первая помощь – залог выздоровления
Перелом бедра характеризуется следующими симптомами:
- Боль в зоне тазобедренного сустава, отдающаяся в паху.
- Меняется форма и иногда длина ноги (может укорачиваться).
- Отеки, иногда кровоподтеки в месте травмы.
- Частично или полностью обездвижена нога.
- Иногда чрезмерная подвижность в месте перелома.
Первая помощь человеку с переломом бедренной кости состоит из таких действий:
- остановки кровотечения;
- обезболивания (если необходимо);
- наложения повязки (если есть рана);
- транспортной иммобилизации.
Иммобилизация — это комплекс мероприятий, направленных на создание специальных условий для фиксации поврежденного участка. При переломах бедра иммобилизация является необходимым условием, поскольку все движения пострадавшего (возможно, неосознанные) способны усугубить ситуацию.
Под транспортной иммобилизацией подразумевают обездвиживание до момента доставки человека в медицинский пункт. Это продиктованной особенностями биологии человека.
Транспортная иммобилизация позволяет избежать многих осложнений, а именно:
- повреждения тканей частицами разрушенной кости;
- сильного кровотечения:
- травматического шока.
Транспортную иммобилизацию совершают специально изготовленными промышленными приспособлениями:
- из дерева;
- из проволоки;
- из пластмассы;
- с вакуумным принципом работы.
При отсутствии специальных приспособлений используются любые подходящие предметы (рейки, лыжи и тому подобные). Транспартировать лучше подложив под ногу мягкий валик. Пациенты с таким травмами должны подлежать госпитализации.
Врачи единодушны в том, что при переломе бедра шина должна фиксировать не только саму область повреждения, но и соседние суставы для обеспечения максимальной стабильности. В идеале шина должна охватывать тазобедренный сустав, чтобы предотвратить его движение и минимизировать риск осложнений. Также важно фиксировать коленный сустав, что позволит избежать его сгибания и обеспечит правильное положение конечности. Правильная фиксация суставов способствует снижению болевого синдрома и ускоряет процесс восстановления. Врачи подчеркивают, что такая комплексная фиксация помогает избежать дополнительных травм и способствует более эффективной реабилитации пациента.
Принципы шинирования
Какие основные суставы должна фиксировать шина при переломе бедра? При переломе бедра необходимо фиксировать все суставы ноги и соседних с бедром сегментов. То есть шина накладывается на таких участках:
- бедро;
- голень;
- стопа;
- подмышечная область.
Это необходимо для того, чтобы поврежденный сустав был полностью обездвижен.
Также важно соблюдать следующие правила:
- При необходимости провести обезболивание, чтобы избежать болевого шока.
- Если перелом открытый, рана обеззараживается йодным раствором, накладывается повязка.
- Шинирование проводится, не снимая одежды. Если нужно, она разрезается в нескольких местах.
- На участках соприкосновения шины и суставов подкладывают вату или любой мягкий материал.
Иммобилизацию легче совершать не в одиночку: один человек аккуратно приподнимает ногу, а второй приматывает бинты и ремни.
Важно! Категорически запрещено самостоятельно совершать попытки выпрямления или сгибания ноги, поскольку это чревато серьезными повреждениями тканей и нервов.
По причине удобства использования и надежной фиксации чаще всего используют шины Крамера или Дитерихса.
Как накладывать шину Крамера?
Конструкция шины Крамера представляет собой решетку из проволоки, напоминающую лестницу. Решетка гибкая, и исходя из особенностей перелома, ей можно придать разную форму. Важно знать, как правильно подготавливать ее. Подготовка проводится следующим образом:
- Два или три лестничных сегмента основательно скрепляются, образуя наружную часть, которая должна быть длиной от подмышек конца пятки. Под пяткой она загибается и проходит поперек ступни буквой «Г».
- Длина задней части приспособления равняется расстоянию между ягодицей и пяткой. Она накладывается на стопу под прямым углом, проходит через всю стопу немного выступает за пальцы.
- Третья шина будет идти по внутренней стороне конечности от паховой области до края стопы. Она также загибается под стопой в виде буквы «Г».
После того, как смоделированы все три конструкции, производится наложение шины Крамера при переломе бедра. Она должна накладываться следующим образом:
- Все три составляющие накладываются на соответствующие зоны.
- Под костные выступы нужно подложить любой мягкий материал.
- Загнутые концы наружного и внутреннего сегментов, проходящие под стопой, скрепляются.
- Длинная шина привязывается к корпусу в нескольких местах.
- Каждая из трех шин поочередно фиксируются к бедру (верхнему отделу) и голени, затем фиксируются на голеностопе.
- Шины крепко прибинтовываются повязками.
- Стопу с частями шин под ней также обмотать «восьмеркой» фиксирующими бинтами.
Если перелом открытый, то в месте, где выступает кость, бинты не приматываются.
Важно! «Подгонять» под шину, то есть придавать деталям нужный размер и форму, следует на себе, иначе можно ухудшить состояние поврежденной ноги.
Если нет ни шин Крамера, ни каких-либо подручных материалов, можно попробовать просто примотать поврежденную ногу к здоровой. Однако следует понимать, то способ этот не очень надежный, поэтому лучше использовать его в крайнем случае.
При переломе бедра важно правильно зафиксировать суставы, чтобы обеспечить стабильность и минимизировать риск осложнений. Многие специалисты утверждают, что шина должна охватывать как тазобедренный, так и коленный суставы. Это позволяет предотвратить нежелательные движения и способствует правильному сращиванию кости. Некоторые пациенты отмечают, что шины с дополнительной поддержкой для голеностопного сустава также могут быть полезны, особенно в случае сопутствующих травм. Важно, чтобы шина была изготовлена из легких, но прочных материалов, что облегчает транспортировку и уменьшает дискомфорт. В целом, правильная фиксация суставов играет ключевую роль в процессе реабилитации и восстановлении после травмы.
Как накладывать шину Дитерихса?
Шина Дитерихса при переломе бедра позволяет иммобилизовать ногу с использованием метода вытяжения. Она представляет собой две планки из дерева, длинную и короткую, по всей длине которых на равных расстояниях просверлены отверстия. Каждая планка может раздвигаться. Таким способом ее длину можно регулировать в зависимости от роста человека. Сверху каждая планка оснащена перекладиной, которой они упираются в пах и зону подмышек (по подобию костылей). Вытяжение делают, используя готовую деревянную подошву, которую прибинтовывают к ступне.
Сначала нужно подготовить длину приспособления:
- Внешняя планка раздвигается так, чтобы длина была равна расстоянию от пятки до подмышечной впадины.
- Длина внутренней планки — от паха до стопы.
- Наружный костыль своим верхним концом должен упираться в подмышку, а нижний костыль — в пах.
- Нужно, чтобы обе планки выходили за уровень стопы на 8-12.
- Получившуюся длину фиксируют закреплением шпеньков (выступы на планках) в соответствующих отверстиях.
У шпеньков, фиксирующих длину планок, лучше перемотать бинтом двигающиеся части каждого костыля. Так они будут плотно зафиксированы и не сместятся при транспортировке.
Для справки! Шинирование можно облегчить, если предварительно под ногой и торсом (от нижней трети голени до лопатки) подложить конструкцию из двух скрепленных шин Крамера.
Это обездвижит конечность и ускорит последующее шинирование.
Далее начинают непосредственно наложение шин:
- Мягкую ватно-марлевую прокладку (или просто вату) прибинтовывают к внутренней поверхности обеих планок и к овальным перекладинам костылей.
- Не снимая с пострадавшего обуви, сначала с помощью бинтов к стопе фиксируют «подошву» со шнуром, особенное внимание уделяя фиксации пяточной зоны. При недостаточной фиксации повязка может сползти, и должного вытягивания не произойдет.
- Длинная планка размещается по внешней стороне корпуса и ноги, короткая – внутри бедра и голени. Обе планки плотно прижимаются к ноге.
Каждая планка проводится снизу через скобы подошвенной перекладины.
После этого происходит закрепление шин:
- Посредством прилагаемых ремней наружная шина прикрепляется к корпусу на грудном и поясничном участках.
- После этого наружная шина прибинтовывается на бедре.
- Внутренняя шина фиксируется к бедру и голени.
- С помощью поперечной планки с отверстием соединить нижние части шин, которые находятся под пяткой.
После того, как шины закреплены, делается вытяжение стопы:
- Шнур от деревянной «подошвы» пропускают через специальное отверстие.
- Жердочкой, продетой в петлю шнура, закручивается шнур. Тем самым производится вытяжение.
- В этом положении стопа фиксируется к поперечной нижней перекладине марлевым бинтом.
Вытяжение ноги нельзя делать при открытом переломе, а также если у человека болевой шок. Об этом стоит помнить еще с уроков биологии.
После того, как наложены шины и произведено вытяжение ноги, необходимо окончательно зафиксировать обе планки. Для этого они круговыми движениями привязываются бинтами к торсу и конечности. После этого пострадавший подлежит транспортировке.
Для справки! Если предстоит длительная транспортировка, то дополнительно нужно использовать специальные гипсовые кольца. Пострадавшему накладывается пять колец: два на корпусе, три на ноге (в верхней трети бедра, на голени и на лодыжке).
После наложения шины Дитерихса желательно дополнительно нахлестом на нее наложить вокруг таза шину Крамера. Это повысит степень фиксации и облегчит транспортировку.
Знание того, как оказать первую помощь и наложить шину при такой серьезной травме, как перелом бедра, имеет огромное значение. В подобных ситуациях очень важно действовать быстро и правильно, поскольку любое промедление или неверные действия могут представлять серьезную угрозу для здоровья пострадавшего, а иногда и стоить жизни. Вот поэтому важно изучать биологию человека, для того чтобы знать как реагировать в экстренных ситуациях.
https://youtube.com/watch?v=xXUfFTuy0x4%3Ffeature%3Doembed
Вопрос-ответ
Какие суставы должна фиксировать шина при переломе бедра?
Первая помощь при переломе шейки бедра иммобилизовать поврежденную конечность с помощью шины, захватив все три сустава ноги (тазобедренный, коленный и голеностопный), а если шины нет, больную конечность можно фиксировать к здоровой, укрыть одеялом или курткой.
Какие суставы подлежат фиксации при переломе бедра?
При переломе плеча и бедра надо фиксировать три сустава – плечевой, локтевой, лучезапястный или тазобедренный, коленный, голеностопный соответственно.
Как накладывать шину при переломе бедренной кости?
При переломе или вывихе бедренной кости нужно укрепить больную ногу шиной с наружной стороны так, чтобы один конец шины доходил до подмышки, а другой достигал пятки. Вторую тину накладывают на внутреннюю сторону поврежденной ноги от промежности до пятки (рис. 33). Этим достигается полный покой всей нижней конечности.
Сколько суставов нужно фиксировать при переломе бедра?
При переломе бедра до приезда медработников человек должен лежать с зафиксированной больной ногой. Ее прибинтовывают к здоровой ноге или накладывают импровизированную шину на 3 сустава – тазобедренный, колено и голеностоп.
Советы
СОВЕТ №1
При переломе бедра шина должна фиксировать не только саму бедренную кость, но и суставы, находящиеся выше и ниже места перелома. Это значит, что необходимо обеспечить стабильность тазобедренного и коленного суставов, чтобы предотвратить нежелательные движения и обеспечить правильное заживление.
СОВЕТ №2
Важно правильно выбрать длину шины. Она должна быть достаточно длинной, чтобы охватывать как минимум два сустава: тазобедренный и коленный. Это обеспечит надежную фиксацию и снизит риск смещения костей во время транспортировки пациента.
СОВЕТ №3
Перед наложением шины убедитесь, что место перелома правильно зафиксировано и не вызывает сильной боли. Если возможно, используйте мягкие подкладки для уменьшения давления на кожу и предотвращения появления пролежней.
СОВЕТ №4
При наложении шины важно следить за состоянием конечности. Регулярно проверяйте кровообращение и чувствительность в пальцах ног, чтобы убедиться, что шина не слишком тугая и не нарушает циркуляцию крови.